П Авторизация





RSS 2.0 Subscribe to our RSS Feed
Интернет-ресурс, посвященный работе Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление автомобильных дорог» по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог Хабаровского края регионального или межмуниципального значения.

Сообщения СМИ


Три дороги - три судьбы по тайге прочерчены

Хабаровский край, которому в октябре исполнилось 79 лет, - регион совсем юный, в сравнении с другими отечественными территориями. Но этот день рождения - дата больше административная, чем фактическая. Наши люди здесь живут гораздо дольше…
С освоением бесконечных таежных просторов, богатых ценной древесиной лесов, полных рыбой рек, заселением поселков при все новых вырастающих на этом пространстве предприятиях понадобилась и инфраструктура. Как говорил пилот чартерного самолета в романтической комедии «Шесть дней, семь ночей»: «Люди приезжают на Гавайи за праздником. Но Гавайи - это остров. Праздника здесь не будет, если его сюда не привезти». Так и любое предприятие, завод, город и самый маленький поселок не могут жить без дорог, по которым туда приедут и люди, и любые необходимые им вещи.
С 2001 года единым заказчиком по строительству, реконструкции, ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения стало краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог». В последнее время основное внимание «Хабаровскуправтодора» принадлежит трем наиболее масштабным и важным направлениям.

Идем на север и восток

Транспортное строительство к северу и востоку от Хабаровска продолжается уже несколько десятилетий. Слишком много километров разделяют таежные поселения вдоль Амура и по пути к портовым городкам на побережье Татарского пролива. В середине прошлого столетия самым масштабным в этой части края транспортным проектом можно было назвать возведение железнодорожной Байкало-Амурской магистрали. Так долгое время люди и грузы перемещались в основном по воде, воздуху и железной дороге. Сухопутное сообщение оставалось лишь вспомогательным, разрозненным и не особо проходимым.
С завершением больших строек притихла и другая активная деятельность на огромной территории, которую на самом деле можно осваивать бесконечно. Здесь все еще много богатых полезными ископаемыми недр и других природных богатств, а главное - живут люди, которые могли бы всем этим заниматься. Приехавшие к дальним берегам со всей Страны Советов за длинным рублем и романтикой комсомольских стройотрядов, в конце прошлого века новые дальневосточники в большинстве остались на своей второй малой родине. По сути - покинутыми.
В третье тысячелетие страна шагнула с надежой на то самое светлое будущее, которое не успела построить при предыдущем государственном строе между двумя революциями начала и конца двадцатого столетия. Общий созидательный подъем распространился и на север Хабаровского края. К тому времени лишившаяся дальнейшего развития или хотя бы вменяемого содержания автотранспортная инфраструктура здесь все больше сдавалась перед неумолимой мимикрией в естественный природный ландшафт. 

Открыт далекий порт

Автомобильный путь от Хабаровска на северо-восток до недавнего времени представлял собой вполне современную трассу до следующего по размеру и значимости города Комсомольска-на-Амуре, а дальше, как говорится, возможны варианты. К побережью, где расположены порты, имеющие важное значение для торговли, добывающих предприятий, промышленности и пассажирских перевозок, добраться на обычном автомобиле было сложно, а где-то и невозможно. Подчас не каждый трак доходил до середины проложенного полвека назад лесовозного направления.
Такая ситуация кое-где в крае сохраняется и сейчас. Но не на автодороге с длинным и все объясняющим названием «г. Хабаровск - с. Лидога - р. п. Ванино с подъездом к г.?Комсомольску-на-Амуре».
До ее постройки автомобильное сообщение с Ванино и Советской Гаванью отсутствовало. В 1994 году было проведено соединение в тайге лесовозных дорог в грунтовку шириной 4-6 метров и с минимальным радиусом в плане до 30 метров. Это дало старт дальнейшему совершенствованию пути от краевой столицы к незамерзающим морским портам.
В 1997 году было начато строительство автодороги: проложен автозимник - 156 километров по тайге со стороны Лидоги и 90 километров со стороны Ванино, и уже в ноябре 1998 открыт сквозной проезд автотранспорта. Протяжённость лесовозной автомобильной дороги составляла 347 км.
Понадобилось еще двадцать лет, чтобы привести ее к параметрам III категории, достаточной ширины, с качественным асфальтобетонным покрытием, капитальными мостами и другими искусственными сооружениями, с отвечающими возможностям любого автомобиля подъемами и спусками по горной местности и максимально сокращенной протяженностью пути. На днях в обстановке повышенной торжественности на последнем достроенном участке 148 - 155 км между Лидогой и Ванино строительство было официально закрыто, а современная, красивая, удобная трасса - открыта.
Символическую «красную кнопку», давшую старт автомобильному движению, вместе с заказчиками, подрядчиками и районным руководством нажал губернатор Вячеслав Шпорт. 
Несмотря на все сложности, у?- людей всегда было хорошее, дальневосточное настроение и желание достроить дорогу, - поделился воспоминаниями губернатор. - Сегодня это свершилось. В сложнейших природных условиях на отрогах Сихотэ-Алиня провели масштабные взрывобуровые работы, которые позволили сократить расстояние и сэкономить 2,5 миллиарда рублей. Вложен большой труд проектировщиков, технологов, руководителей, рабочих - всех, кто участвовал в стройке. Хочу сказать спасибо всем! Жизнь показала, что сегодня очень востребовано шоссейное сообщение, многие товары везут на автомобилях. Президент обозначил порт Ванино как свободный порт со всевозможными преференциями и льготами, там идет бурное развитие, строительство терминалов, и дорога нужна как воздух, даже, может быть, еще сильнее. Она попала в точку роста, и все вы внесли вклад в новую экономическую политику, обозначенную президентом на востоке страны, - соединили материк с выходом к морю. Это продолжение соединения острова Сахалин с большой землей. Таким образом мы работаем в государственной федеральной системе развития Дальнего Востока.

Ни километра без приключений

Особенности природного ландшафта значительно усложнили, растянули по времени и потребовали гигантских финансовых вложений в стройку. То и дело приходилось корректировать ход работ на участках, где тайга особенно активно боролась с наступлением цивилизации. Как говорят специалисты, дорога - живой организм, и различные показатели, которые необходимо учитывать при покорении природы, могут меняться.
Участок от села Лидога до порта Ванино этой автомобильной дороги расположен на территории Нанайского и Ванинского районов Хабаровского края. Здесь она проходит вне населенных пунктов, по горным отрогам и пересеченной местности, расчлененной большим количеством логов, руслами рек и ручьев, зажатыми между сопок. Каждый участок требовал индивидуального подхода - осушали болота, тянули мосты, устанавливали водоотводные и водопропускные трубы, срезали горы и переносили русла рек, и все это в сложнейших климатических условиях.
Более ста километров трассы - по хребтам Сихотэ-Алиня вдоль и поперек таких рек, как Анюй и Гобилли, где высота истока от уровня моря доходит до 1100 метров. 55 километров дороги вдоль реки Гобилли - это 16 пересечений, множество поворотов и таких крутых подьёмов, что во время стройки приходилось оптимизировать проект под объективные условия.
До начала глобальной?- реконструкции искусственные сооружения здесь представляли собой деревянные и железобетонные водопропускные трубы, временные мосты из древесины или металла на ряжевых опорах. Все это находилось в аварийном состоянии, - вспоминает недавнее прошлое начальник «Хабаровскуправтодора» Александр Воронин.
Некоторые участки оказалось дешевле и реальнее спрямить, чем преодолеть. Для этого отдельные отрезки русла реки Гобилли пришлось переносить. Где-то это позволило сократить количество мостов, где-то - уйти от колоссального объема буровзрывных работ. 
Первоначальный проект вел магистраль в обход перевала Багбасу с выходом в долину реки Малые Артикули. Но он был гораздо длиннее и дороже по стоимости, чем тот, что приняли позже. Для этого пришлось срезать 12 метров верхней части горного хребта и более миллиона тонн скального грунта вывезти к подножию, сделав насыпь высотой до 24 метра в максимальной части, чтобы выдержать уклоны. Теперь взобраться на гору и безопасно спуститься с нее может любая машина вне зависимости от мощности мотора и проходимости. К тому же, в результате дорога стала короче на 28 километров, что позволило сэкономить 2,5 млрд рублей.
Всего с 2000 года на эту стройку ушло около 18 миллиардов рублей. Крупных затрат требовало обеспечение проезда через многочисленные ручьи и горные речки, прихотливо растекающиеся по долинам. Теперь кое-где на один километр приходится сразу несколько мостовых переходов. Только в долине реки Гобилли на протяжении 20 километров построено 11 мостов, каждый из которых не короче 120 метров!
Особое внимание при строительстве отводилось экологии. Дорога проходит через Национальный парк «Анюйский», охраняемые природные территории - государственный краевой заказник «Мопау» (для сохранения поголовья лосей) и экологический коридор «Хутинский» (для сохранения популяции амурского тигра). Буровзрывные работы вблизи речек высшей нерестовой категории, которыми испещрена местность, корректировали в зависимости от хода рыбы. Так что при возведении трассы были учтены все требования природоохранного законодательства.
За двадцать лет наука и промышленность продолжали совершенствовать материальную и технологическую базы дорожного строительства. И здесь есть участки, различающиеся по материалам и технологиям. Чем позже построены, тем больше инноваций. Например, на железобетонных мостах - покрытие из сталефибробетона. Это бетонная смесь специального состава и стальное волокно со стальной же стружкой, которая позволяет сократить строительные сроки и увеличить межремонтные в два раза; арочные мосты из металлических гофрированных конструкций; разметка со стеклошариками; габионы.
Модифицированные полимерные битумы повышают срок службы дорожного покрытия. Использование ПБВ обеспечивает снижение его стоимости и увеличивает временные промежутки между ремонтами.
Теперь протяжённость автомобильной дороги на участке Лидога - Ванино составляет 319 км, в том числе 65 мостов капитального типа. В прошлом году его включили в единую транспортную агломерацию «Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г.?Комсомольску-на-Амуре» (359+319 = 678 км) и в Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития. С 2018 года участок будет передан в ведомство Росавтодора. И это - хорошая новость.
Новый статус позволит значительно улучшить качество содержания и обслуживания. Дороги федерального значения финансируются на 100%. Краевой бюджет таких расходов позволить не может. В этом году фактические средневзвешенные расходы на ремонт и содержание всех региональных дорог составили всего 19% от норматива. Между тем этот процесс бесконечный и весьма затратный.

Дружим регионами

Автомобильная дорога Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г.?Комсо­мольску-на-Амуре связывает сложные по рельефу районы Хабаровского края и евроазиатский международный транспортный коридор «Транссиб», соединяя не только Хабаровский край с сетью федеральных автомобильных дорог «Амур» Чита - Хабаровск, «Уссури» Хабаровск - Владивосток и «Восток» Хабаровск - Находка, но и обеспечивая оптимальное сообщение острова Сахалин с материковой частью паромной переправой Ванино - Холмск. Таким образом, она по праву считается основной транспортной артерией опорной сети автодорог всего Хабаровского края.
Она объединила ведущие российские порты на побережье Татарского пролива (Советская Гавань и Ванино - Свободный порт Владивосток), промышленную столицу региона Комсомольск-на-Амуре и административный центр Дальневосточного федерального округа Хабаровск. Соединяет шесть муниципальных районов края (Хабаровский, Нанайский, Амурский, Комсомольский, Ванинский, Советско-Гаванский) и открывает выход на северные районы (Верхнебуреинский, Солнечный, Ульчский, Николаевский и им. П. Осипенко).
По своим характеристикам дорога соответствует критериям федерального значения, поскольку открывает выход к международным портовым зонам; является связующим звеном между двумя субъектами Российской Федерации, причем в нашем случае - разными видами транспорта. Связывает Хабаровский край и Сахалин автомобильным и морским путем. В развитие этого направления подписано соглашение о сотрудничестве правительства Хабаровского края и администрации Сахалинской области и начато строительство двух грузопассажирских паромов на Амурском судостроительном заводе для паромной переправы Ванино - Холмск. Международное значение придает открытие новых возможностей по расширению сотрудничества со странами АТР.
Основными подрядчиками при строительстве объекта стали ОАО «Дальстроймеханизация», ХКГУП «Крайдорпредприятие», ОАО «Дальмостоотряд», ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» и другие, а при разработке проектной документации большую часть взял на себя Хабаровский филиал ОАО «ГипродорНИИ».

Где река встречается с морем

Не менее значимый для «Хабаровскуправтодора» объект - автомобильная дорога с. Селихино - г.?Николаевск-на-Амуре. Разрозненные технологические направления и автозимники было решено объединить в единую сеть для круглогодичного жизнеобеспечения лесозаготовительных предприятий и поселков трех соседних районов - Комсомольского, Ульчского и Николаевского еще в 1980 году. Силами Дальлеспрома это произошло через пять лет. 
А в 2001 году началась масштабная реконструкция по приведению этой дороги к параметрам четвертой технической категории. Теперь речь зашла не только о связи Нижнего Амура с краевым центром, но и обеспечении автомобильного сообщения с международными портами на Тихоокеанском побережье - в Де-Кастри и Николаевске-на-Амуре.
Состояние этой дороги необходимо привести к заявленной цели - соединить все селения по пути от Николаевска-на-Амуре до Хабаровска современной, долговечной магистралью. От села Октябрьское она шла по берегу Амура, иногда слишком близко, что приводило к затоплениям. Весной на проезжую часть выбрасывало тающие льдины, что также не облегчало участь автомобилистов. Дорожники отвели трассу подальше от реки, выровняли уклоны и виражи, радиусы поворота привели к допустимым для общего пользования.
Продолжается выравнивание промежутка от Ягодного до Циммермановки. Прежний путь проходил через три сложнейших перевала, которые в снегопад засыпало так, что водителям приходилось жить по несколько дней в машинах в ожидании, пока дорожники расчистят проезд. Новую дорогу построили в обход перевала ближе к реке, сэкономив 28 километров и 4 часа в пути. Уменьшили продольные уклоны - засыпали яму между сопками, сделав проезд более безопасным и комфортным. От поселка Решающий до Софийска проведено спрямление дороги - она прошла по новому направлению, уменьшающему километраж.
Говорят, что изначальную дорогу здесь прокладывали с использованием гужевого транспорта, так что подниматься в гору было доступнее, чем осушать болота. Но сейчас, когда лошадиные силы транспортных средств заключены в моторы автомобилей, требования к дорогам другие. В современном исполнении - меньше уклоны, видимые повороты, что работает на безопасность.
Не обошлось и без рекордов - в течение 2015 года построен мост через реку Яй длиной более 200 метров, при нормативном сроке 29 месяцев.
Здесь также природа вносила коррективы в планы проектировщиков, что даже бывало на руку строителям. Например, пять разрушенных временем деревянных мостов оказалось достаточно заменить водопропускными трубами.
В настоящее время на 605 километров автодороги приходится всего 91 км в асфальтобетоне, остальное - грунтовка, гравийка и что еще похуже. За десять лет отремонтировали почти 160 километров, построили 1262 метра капитальных мостов. В этом году здесь идут работы на четырех участках и к зиме сдадут в эксплуатацию два из них.
Комсомольский мостоотряд - филиал ОАО «Дальмостострой», возводит уникальное для края сооружение - полностью монолитный мост через реку Кенжа с подходами к Богородскому. У предприятия богатейший опыт сложных проектов - мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке с единственными в мире пилонами 212 метров высотой и мостовые переходы в бухтах Сахалина, где были использованы тысячи тонн оборудования - их работа.
Для завершения строительства и реконструкции автодороги до села Подгорное остается ввести в эксплуатацию еще 306 километров, на которые необходимы 23,9 млрд рублей.

Второй БАМ

Стройка века, как называли возведение Байкало-Амурской магистрали, изменившая жизнь многих тысяч людей, воспетая в фильмах, гимнах, поэмах и даже анекдотах, почти разрушенная в смутные перестроечные годы, сейчас переживает возрождение, строится вторая ветка. Но пока поезда ходят редко, авиаперелеты стоят дорого, а люди вдоль магистрали все еще живут и хотят жить лучше. Автомобильное сообщение по этой территории от крупных краевых центров до прибамовских поселков сложно назвать комфортным, а где-то и вовсе существующим.
Временная притрассовая дорога, проложенная для поставки материалов и оборудования при возведении БАМа без расчета на долговременную постоянную автомобильную нагрузку, изрядно поизносилась за следующие полвека. К тому же по своему строению она не рассчитана на комфортное автомобильное движение - много углов с малыми радиусами кривых в плане.
О проезжей части в основном уместнее сокрушаться, чем говорить. От поселка Березовый до Герби тянутся остатки воспоминаний о стройке БАМа, далее путь до Чегдомына пролегает в долине реки Амгунь между горными хребтами Баджальский и Верхнебуреинский. Большинство мостов - деревянные, с течением времени ожидаемо пришли в аварийное состояние, а то и вовсе разрушились. Многие участки этого направления проходимы только зимой по твердому снегу и по льду через оставшиеся без мостов речки.
Поэтому десять лет назад началось строительство автодороги «Комсомольск-на-Амуре - пос. Березовый - пос. Амгунь - пос. Могды - р.п. Чегдомын» длиной 503 километра. Поставлена задача привести ее к четвертой категории на всем протяжении, заменить искусственные сооружения (мосты и т. п. ) на капитальные, сделать гравийное покрытие переходного типа с перспективой замены на усовершенствованный асфальтобетон.
Трасса должна обеспечить бесперебойным круглогодичным автомобильным сообщением населенные пункты трех районов - Солнечного, Верхнебуреинского и им. П. Осипенко с центром края. Дорожникам здесь раздолье - есть где приложить умелые руки, мощную технику, тысячи тонн материалов, профессиональные знания, а то и инженерную смекалку. Стоит отметить, что работа заметно усложняется естественными причинами - неосвоенная по сути территория и условия островной вечной мезлоты.
До 2016 года было построено несколько участков дороги общей протяженностью 83 километра и более 800 метров капитальных мостовых сооружений. Это обеспечило непрерывное движение автотранспорта от Комсомольска-на-Амуре до поселка Герби в Верхнебуреинском районе.
Однако в прошлом году по известным экономическим причинам строительство было приостановлено на неопределенный пока срок. Между тем остаются участки, требующие срочного вмешательства дорожников. 55 километров между Герби и поселком Сулук непроходимы в летнее время, необходимы новые мосты. Для связи Чегдомына с сетью автомобильных дорог края надо еще 44 километра реконструированного дорожного полотна и 14 мостов общей протяженностью более километра.
При этом у «Хабаровскуправтодора» есть готовые проекты реконструкции объектов капитального строительства, среди которых мосты через реки Герби и Аякит, а в разработке - документация по двум участкам от 165 до 200 километра автодороги.
Всего же до завершения большой стройки остаются 177 километров, стоимость реконструкции которых сегодня оценивается в 13,5 млрд рублей. Тогда прямое круглогодичное сообщение от Чегдомына до Комсомольска-на-Амуре можно будет считать состоявшимся.
Дорога нужна всем -?- и живущим там людям, и бизнесу, и для обслуживания инфраструктуры, - говорит Александр Воронин. - Ведется строительство второй колеи БАМа, которой тоже пригодится автомобильное сопровождение.
При возведении первой ветки через каждые 30-70 километров появлялись поселки для железнодорожников - тех, кто строил, а потом занимался ее обслуживанием, соответственно, там потребовалась сопутствующая любому месту жительства инфраструктура. Все это находилось в ведении и соответственно на балансе желведомства, которое с некоторых пор старается переложить бремя содержания на муниципалитеты. Ни для кого не секрет, насколько небогато живут сейчас маленькие таежные поселки… Но это не отменяет необходимости обустройства для них цивилизованного, удобного и качественного сообщения с другими населенными пунктами края. У «Хабаровскуправтодора» есть надежда, что уже в следующем году работа здесь продолжится.

Родина ждёт

В нашей стране, особенно на ее дальних рубежах, принято критиковать те или иные явления окружающей действительности, и зачастую совершенно справедливо. Главы районов и особенно маленьких поселков в один голос констатируют бесперебойный отъезд за лучшей долей в крупные города тех жителей, у кого есть хоть малейшая возможность, особенно молодежи.
От хорошей жизни, очевидно, не бегут. Вместе с тем терять свои корни, отправляться в неизвестность и терпеть неизбежные лишения, разлуку с близкими и тоску по малой родине тянет гораздо меньше, если где родился, там и пригодился. Компонентов для счастливого мироощущения человека много. В длинном списке материальных составляющих есть место и для хорошего дорожного сообщения. Повышать качество жизни, показывать на деле, а не только «на пальцах», что дальневосточники востребованы на родной земле, которая может дать им не только красивые пейзажи, но и комфортное существование - главная задача тех, от кого это зависит. 
Судя по настроениям всех, кто принял участие в подготовке этого спецвыпуска: чиновников, строителей, инженеров, руководителей предприятий и рядовых работников, надежда на планомерное, не всегда, по объяснимым причинам, быстрое, но неизбежное совершенствование автодорожной сети Хабаровского края есть у каждого. А значит, будем жить, ездить друг к другу в гости и любоваться роскошными видами по пути от поселка к поселку в комфортных условиях.
Край наш прекрасен сам по себе, велик в буквальном, географическом, смысле, остается лишь правильно его освоить - строить мосты и дороги, облагораживать города и села, заинтересовать людей прибыльной работой, сделать жизнь здесь максимально приятной - прежде всего, для нас же самих.


Источник:03.11.2017 - Тихоокеанская звезда общественно-политическая газета
https://toz.su/newspaper/novost/tri_dorogi_tri_sudby_po_tayge_prochercheny/
Другие ресурсы
Погода
Яндекс.Погода